Издательство Деком
Издательство Деком
Говорят и пишут об издательстве
Фотогалерея
Четыре опоры "Декома" // Витрина, № 1, 2002г.
Сообщение c графикой

Десять лет назад Нижний Новгород реально претендовал на титул третьей – после Москвы и Санкт-Петербурга – книжной столицы страны. Но сегодня из когда-то блестящей плеяды нижегородских издательств, известных всей читающей России, – «Флокс», «Русский купец», «Братья-славяне», «Арника», «Раритет», «Джессика» и др. – остался только ДЕКОМ. Естественно, что наш разговор с его главным редактором Яковом Иосифовичем Гройсманом начался с воспоминаний о тех временах, о наших общих знакомых – издателях, книготорговцах, общей любимице книжников, бывшей директрисе Нижегородского книжного салона Татьяне Макаренковой, ну и о ДЕКОМе, которому в 2001 году исполнилось 10 лет.

Тогда люди, несколько десятилетий испытывавшие книжный голод, жадно набрасывались на любые новинки. Книги шли нарасхват. Даже в плохоньких обложках, на скверной бумаге, отвратительно переведенные, незнакомые с карандашом профессионального редактора и корректора. Издательское дело приносило сотни и даже тысячи процентов прибыли, и в него рванулись толпы недобросовестных дилетантов, нещадно эксплуатировавших неутоленную страсть россиян к книге и чтению. Тогдашние тиражи сегодня кажутся фантастикой: 100–200 тысяч были нормой. 150 тысяч нашей первой книги «Свидание с Европой» разошлись в считанные дни. Успех сопутствовал и нашим первым сериям – «Галерея мистики», «Ожерелье европейской классики», «Дамский готический роман». Потом были запущены серии «Неизвестный Дюма», «Загадочные явления», «Родная природа», «Будьте здоровы» и др.

– Словом, практически обычный для издателей того времени «репертуарный» набор. Разве что эротики нет. Но сегодня даже нижегородцы подзабыли многих из тех, кто начинал в одно с вами время, а вас хорошо знают и уважают книжники не только Нижнего. А московские издатели даже из самых-самых «крутых» не считают ниже своего достоинства «позаимствовать» тексты из ваших книг для своих. «Деком» не просто устоял, а окреп за минувшее десятилетие. Как вам это удалось?
– Потому, что ДЕКОМ – это не только издательство, а издательско-полиграфическая ассоциация, у которой четыре точки опоры: издательство, типография, дизайн-студия и книжный магазин. То есть у нас законченный цикл – автор – читатель». Наша типография – один из лидеров полиграфии. Она предоставляет заказчикам полный спектр полиграфических услуг европейского качества. Импортные машины позволяют печатать в одну, четыре, пять и шесть красок журналы, плакаты, разнообразные календари, буклеты, бланки, этикетки и т. п., в том числе с лакировкой и сушкой. Типография имеет четыре вида печати: офсетную, шелкотрафаретную, высокую и тампонную. У нее более 6000 заказчиков со всей страны, в списке клиентов – администрация Нижегородской области, Европейский банк реконструкции и развития, Центральный банк РФ, Сбербанк России, компании «Лукойл», «Volvo», «Stimorol» и др.
Постоянный спрос и на услуги дизайн-студии: фотосъемку, cканирование цветных фото и слайдов, изготовление цветоделенных пленок, ксерокопирование...
А наш фирменный магазин «Дирижабль» – это более 10 000 наименований книг. В пяти его отделах художественная литература, детские книги, учебники, художественные альбомы, книги по истории, юриспруденции, экономике, философии, религии, здоровью… Ассортимент пополняется еженедельно, магазин выполняет и предварительные заказы покупателей.

– А что же издательство? Его роль и место в ассоциации?
– Издательство занимается своим прямым делом – выпускает книжки. Правда, в последние годы весомый пакет в редакционном портфеле – заказы учреждений и организаций. Вместе с тем мы выпускаем книги, которыми можем гордиться и которые можем считать своим скромным вкладом в культуру. Это – «Интерпретирующая семантика» известного французского лингвиста Франсуа Растье, коллективная монография «Проблемы межкультурной коммуникации», книга авторитетного музыковеда Г. Деханта «Дирижирование и практика музыкальной интерпретации».
В 1996 году мы первыми в России выпустили четырехтомник Игоря Губермана, а на следующий год – уникальное «Золотое подполье» – иллюстрированную энциклопедию рок-самиздата. Недавно у нас вышел подарочный альбом «Нижний Новгород в объективе века: 1901–2001» – исторические очерки и 500 иллюстраций. Но предмет нашей особой гордости – мемуарно-биографическая серия «Имена». Это книги наших современников – известных писателей и поэтов, артистов и режиссеров, деятелей искусства и науки, их воспоминания и размышления о людях и событиях, о времени и о себе. Серию открыла книга «Евгений Евстигнеев – народный артист». Потом были воспоминания Василия и Галины Катанян, книги о династии актеров театра и кино Дворжецких, популярной актрисы «Современника» Галины Ивановой, «Ностальгия» Эльдара Рязанова... Самая последняя книга серии – «Зяма – это же Гердт!».
Авторы этой серии – Эдуард Успенский, Петр Тодоровский, Аркадий Арканов, Виктор Шендерович, Валентин Гафт, Константин Райкин, Олег Табаков, Геннадий Хазанов, Олег Басилашвили, Михаил Козаков, Алиса Фрейндлих, Александр Пороховщиков, Евгения Симонова... Можете представить, каково с ними работать! Ведь готового материала нет. Надо договариваться о встречах, убедить написать или хотя бы наговорить будущий текст, потом отлавливать авторов для чтения редактуры, верстки... Случается, работа над книгой растягивается на несколько лет.
Отдельная глава в истории ДЕКОМа – книга Булата Окуджавы. Как известно, поэт был скуп на интервью, не раз отклонял предложения издать его мемуары. Но мне посчастливилось: он принял меня и внимательно выслушал. Потом сказал: «Хорошо. Вы мне понравились и ваше издательство понравилось. Давайте попробуем». И в 1996 году мы выпустили сборник его стихов «Зал ожидания».
Книга пришлась автору по душе, и мы договорились о продолжении сотрудничества. Согласовали график подготовки материалов, время встреч. Не предусмотрели лишь одного... «Зал ожидания» стал последней прижизненной книгой поэта.
В 2000 году ДЕКОМ выпустил последний роман Б. Окуджавы «Упраздненный театр» (второе название – «Семейная хроника»), в 1994 году удостоенный Букеровской премии. Сейчас мы работаем над книгой воспоминаний о поэте его друзей: Фазиля Искандера, Беллы Ахмадулиной, Константина Ваншенкина, Исаака Шварца и др.

– Сейчас многие издательства боятся рассказывать о своих планах…
– Мы не боимся. В планах ДЕКОМа продолжение серии «Имена», хотя, как вы понимаете, она малодоходная. Выпускаем мы ее не прибыли ради, а для души. Предложений много, но останавливаемся на том, к чему сердце неравнодушно.
И еще один дорогой нам проект – четырехтомник (впрочем, томов может оказаться и не четыре) Константина Паустовского. Его автобиографические повести дополнены дневниками, письмами, документами и фотографиями из семейного архива Паустовских. Иными словами, действия повестей как бы накладываются на реальный исторический фон, что позволяет в новом свете увидеть и личность автора, и события, о которых он рассказывает.

– И последнее, о чем хочу вас спросить: не жалеет ли крупный инженер Гройсман, удостоенный ряда наград за заслуги перед оборонной отраслью, о том, что занялся книжным делом?
– Однозначного ответа не будет. К смене деятельности вынудило время, перемены в экономической сфере и политике. А книги всю сознательную жизнь были моим хобби. У нас хорошая семейная библиотека. Оба моих сына давно занимаются книжным делом. Поэтому в семье постоянные разговоры о книгах. Так что я плавно перешел в книгоиздание без особых мук и душевных терзаний. И, кажется, нашел себя в нем.


© 2009-2014 ООО Издательство ДЕКОМ

Created by WebRa